Упражнения при плоскостопии: примеры и комплексы упражнений

Упражнения при плоскостопии: примеры и комплексы упражнений

Кости человеческой стопы образуют два свода — продольный и поперечный. При правильной постановке ноги нагрузка сначала приходится на пяточный бугор, затем в работу вступает рессорный механизм сводов и завершается шаг отталкиванием от поверхности, которое выполняется головками плюсневых костей и пальцами. Благодаря рессорным (пружинящим) свойствам сводов, тяжесть тела равномерно распределяется по всей площади стоп. Своды гасят силу удара, возникающую при контакте ноги с грунтом, и тем самым снижают нагрузку на структурные элементы стопы. Если своды уплощаются, опорная функция стопы нарушается, что влечет за собой достаточно серьезные последствия для организма:

  • болезненные ощущения в стопах, отеки, повышенная утомляемость ног, изменение походки (неуклюжесть, тяжесть, непластичность) — первая стадия болезни;
  • боль усиливается и иррадиирует в лодыжки, голени и колени — вторая стадия;
  • частые, продолжительные боли в ногах, отечность, образование мозолей, ограничение объема движений стоп, непропорциональное развитие мускулов нижних конечностей, боли в спине, головные боли, трудности с передвижением — третья стадия.

Плоскостопие является врожденным примерно в 3% случаев заболевания. Причиной приобретенного плоскостопия может стать:

  • травма костей и мягких тканей, формирующих стопу, лодыжку и голеностопный сустав;
  • рахит — болезнь с нарушением костеобразования;
  • полиомиелит — приводит к параличам мышц;
  • ослабление связок, костей, мышц стоп и голеней (статическое плоскостопие).

Наиболее часто встречается статическое плоскостопие — более 80% случаев. Оно может быть вызвано избыточным весом, стоячей и сидячей работой, дефицитом физических нагрузок, ношением неудобной обуви. Развиться заболевание может в любом возрасте. У детей его не диагностируют раньше 5-6 лет, так как из-за особенностей отложения жировой ткани даже у здоровых малышей стопы выглядят уплощенными.

Профилактика плоскостопия заключается в выработке правильной походки (без разведения носков), в ношении удобной обуви с каблуком не выше 3-4 см, в массаже стоп и выполнении специальных упражнений.

Тем, чья работа связана с длительным пребыванием в положении стоя, следует 3-4 раза в день делать простое упражнение: стопы ставятся параллельно и тяжесть тела переносится на их внешние края, положение фиксируется на 30-40 секунд.

Лечебные мероприятия дают хороший эффект на начальных стадиях деформации стопы. У детей заболевание излечивается полностью, у взрослых замедляется переход в более тяжелые стадии.

Чем раньше диагностировано плоскостопие, тем успешнее будет его коррекция. Помимо массажей, ножных ванн, ортопедических стелек, физиотерапии и медикаментозного обезболивания, применяются специальные комплексы упражнений.

В арсенале методов для борьбы с плоскостопием лечебная физкультура занимает ключевое место.

Комплекс упражнений ЛФК при плоскостопии

Упражнения, входящие в комплекс ЛФК при плоскостопии у детей:1. Выполнять сгибание-разгибание стоп в положении сидя. Выполняется по очереди, по 5-10 раз каждой стопой.2. Крутить стопами в разных направлениях по нескольку раз. Выполняется в положении сидя.3.

Выполнять упражнение «Качели» — подняться на носочки – опуститься на пятки, и так до 10 раз.4. Ходьба на носочках.5. Ходьба на пяточках.6. Встать на пальчики и сделать несколько полуприседаний.7. Поднимать пальчиками ног разные мелкие предметы: карандаши, ручки разной толщины, маленькие шарики, мелкие игрушки.8.

Попробовать захватить карандаш пальцами ног и нарисовать что-нибудь им на листе бумаги.9. По нескольку раз раздвинуть и сдвинуть пальцы на ногах.10. Ходьба вначале на внешней, затем на внутренней стороне стопы.Выполнять все эти упражнения сразу не стоит, достаточно для начала пяти-шести заданий, со временем количество можно увеличивать.

При этом важно проводить ЛФК при плоскостопии у детей в игровом порядке, чтобы ребенку было интересно выполнять упражнения. Комплекс ЛФК при плоскостопии у детей школьного возраста (в исходных положениях сидя на стуле (1—8) и стоя (9—18)):1. Выполнять разведение и сведение пяток, при этом не отрывая носков от пола2.

Выполнять захватывание стопами мяча и приподнимание его3. Выполнять максимальное сгибание и разгибание стоп4. Выполнять захватывание и приподнимание пальцами ног различных предметов (камешков, карандашей и др.)5. Выполнять скольжение стопами вперед и назад с помощью пальцев6. Сдавливать стопами резиновый мяч 7.

Собирать пальцами ног матерчатый коврик в складки8. Катать палку стопами9. Выполнять повороты туловища без смещения10. Выполнять перекат с пятки на носок и обратно11. Выполнять полуприседание и приседание на носках, при этом руки в стороны, вверх, вперед12. Выполнять лазанье по гимнастической стенке (на рейки надо встать серединой стопы)13.

Ходьба по гимнастической палке14. Ходьба по брусу с наклонными поверхностями15. Ходьба по ребристой доске16. Ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости 17. Ходьба по поролоновому матрацу 18. Ходьба на месте по массажному коврику

Элементы, которые необходимо выполнять в сидячем положении:

  • сгибать и разгибать пальцы на ногах;
  • поднимать от пола пятки и носки по очереди;
  • каждой стопой выполнять движение — круг;
  • тянуть носки вперед и назад;
  • не отрывая носки от пола, как можно сильнее разводить пятки в стороны;

Элементы, которые необходимо выполнять в положении стоя:

  • поднимать на носочках тело вверх;
  • стоять на внешних ребрышках стоп;
  • не отрывая пятки от пола выполнять приседания;
  • ходить на пяточках, носочках, внешних сводах стоп;

Упражнения при плоскостопии: примеры и комплексы упражнений

Комплексы упражнений лечебной гимнастики

Выполняя упражнения из курса — лечебная гимнастика при плоскостопии, подстрахуйте малыша. Так как, многие элементы вначале довольно сложно будут даваться ему. Ребенок должен чувствовать безопасность и вашу поддержку.

Первый комплекс

  • Сядьте на стул, ноги поставьте на пол
  • Поджимайте пальцы ног 5 раз по 5 подходов;
  • Приподнимайте ступни на себя 5 раз. Пятки от пола не отрывать и наоборот;
  • По очереди пытайтесь поднять большие пальцы на ногах 5 раз;
  • Ступни разверните внутрь, пятки прижмите к полу, поочередно поднимите каждый палец. Повторить 5 раз.

Второй комплекс

  • Сядьте на стул, ноги поставьте на пол;
  • Проводим, используя большой палец левой ноги, по голени правой ноги. Сверху вниз 5 раз и наоборот;
  • Увеличиваем сложность. Пытаемся большими пальцами ног, поочередно, натянуть носок.

Третий комплекс

  • Сядьте на стул, одну ногу поставьте на пол, другую на мяч;
  • Ногами попеременно, перекатывать мяч в разные стороны 5 раз;
  • Обе ноги обхватывают мячик и поднимают его вверх — вниз 5 раз.

Четвертый комплекс

  • Сядьте на стул, приготовьте кусок ткани, скалку, различные маленькие предметы;
  • Используя кончики пальцев нужно собирать ткань;
  • Перекладывать с места на место мелкие предметы;
  • Катать скалку стопами.

Пятый комплекс

  • Занять исходное положение — стоя;
  • Приподняться на кончики пальцев, совершить ходьбу на месте;
  • Встать на внешние края стоп и двигаться вперед по прямой.

Шестой комплекс

  • Занять исходное положение — стоя, пятки прижаты к полу;
  • Выполнять приседания 5 раз;
  • Ходить по досочкам;
  • Ходить по камешкам;
  • Балансировать на мяче.

Седьмой комплекс

  • Встать на досочку, лежащую на полу;
  • Выполнять приседания 5 раз;
  • Поочередно стоять на досочке каждой ногой, располагаясь вдоль нее;
  • Поочередно стоять на досочке каждой ногой, располагаясь поперек нее.
  • Приставным шагом проходить вдоль досочки;

Комплексы с мячом

Первый комплекс

  • Сидя на стуле ножкой подтянуть лежащий обруч к себе. Выполнять движения вправо — влево.

Второй комплекс

Катать мяч различными способами:

  • Стоя на нем с поддержкой;
  • Сидя — в разные стороны и кругом.
  • Складывать разные предметы ножками в мешочек.

Кроме выше указанных упражнений, большую пользу детям с заболеванием плоскостопие, приносят коррекционные игры. Они с удовольствием получают лечебный эффект.

Примеры игр:

  • Все участники игры бегают по помещению. Один из них водит. Запрещено задевать того, успел согнуть руку в локте, стоит на носочках, сжал пальчики или выпрямил спину.
  • Дети бегают по комнате пытаясь спастись от того кто водит. Спасаешься, если — поднял руку вверх или присел на пяточки.

Выполняя комплекс упражнений, разработанный специально для укрепления мышц стопы и голени при плоскостопии, вы остановите развитие заболевания, улучшите кровоснабжение ног, уменьшите нагрузку на суставы и позвоночник.

А/ исходное положение — лежа на спине

  1. Поочередное и одновременное оттягивание носков стоп.

  2. Скользящее движение стопой одной ноги по голени другой , охватывая голени.

Б/ исходное положение — сидя

  1. Стопы параллельно, ноги согнуты. Одновременное и поочередное приподнимание пяток.

  2. Тоже самое, но приподнимание носков стоп.

  3. Нога на ногу. Круговое движение стопой.

  4. Захватывание, поднимание и перекладывание пальцами ног карандашей, пуговиц, косточек и др. мелких предметов .

  5. Катание небольшого резинового мяча стопой.

  6. Поднимать прямыми ногами резиновый мяч.

  7. Подтягивание пальцами стоп небольшого легкого коврика, стараясь собрать его в складки.

  8. Стопы на ширине плеч, сведение носков.

  9. Сжимание и разжимание стоп.

  10. Катание стопами палки.

В/ исходное положение — стоя

1. Стопы параллельно, руки на пояс. 

  • подниматься одновременно и поочередно на носки;
  • тоже с пятки на носки и обратно;
  • переход с пятки на носки и обратно.

2. Приседание на носках.3. Приседание на носках легкое.

4. Ходьба на носках наружной стороной стопы.

Комплекс лечебной гимнастики № 1 (легкий)

  1. Исходное положение (ИП) — лежа, глубокое дыхание под контролем рук (одна рука лежит на груди, другая — на животе). Грудью и животом поднять руки. Давлением рук опустить грудь и живот. Выполнить 6-7 раз.

  2. ИП — лежа, руки вверх, слегка прогнуться, вдох. Руками охватить и сжать грудь, выдох. Выполнить 4-6 раз.

  3. ИП — лежа, согнуть колени, вдох. Повернуть колени вправо, потом влево, выдох. Выполнить 4-6 раз в каждую сторону.

  4. ИП — лежа, согнуты колени, вдох. Поднять кверху таз, выдох. Выполнить 4-8 раз.

  5. ИП — лежа, руки приподняты. Сесть, коснуться пальцами носков (вначале с опорой рук), выдох. Выполнить 3-8 раз.

  6. ИП — лежа, одну руку на грудь, другую на живот. Глубокое брюшно-грудное дыхание под контролем рук. Выполнить 4-6 раз.

  7. ИП — стоя, с опорой приподняться на носки. Присесть, держась за стул, выдох. Выполнить 3-6 раз.

  8. ИП — стоя, руки в кулак. Глубокий поворот туловища вправо, выдох. То же -влево. Медленно. Выполнить 3-5 раз в каждую сторону.

  9. ИП — стойка «смирно». Руки вперед, вдох. Опустить, выдох. Выполнить 4-5 раз.

  10. Дыхание спокойное, глубокое. Ходьба в среднем, привычном темпе. Продолжительность 1-2 мин.

  11. ИП — стоя, руки сзади, сплести пальцы. Отвести руки назад, подняться на носки. Опустить руки, слегка наклониться вперед, опуститься на пятки, выдох. Выполнить 4-6 раз.

  12. Глубокое дыхание под контролем рук до полного восстановления числа ударов пульса и дыхания.

Читайте также:  Эпилепсия и беременность, причины, симптомы и лечение

Комплекс лечебной гимнастики № 2 (средний)

  1. ИП — сидя, одну руку на грудь, другую на живот, дыхание под контролем рук. Обе руки должны подняться вместе с грудной клеткой и животом. Обе руки помогают опуститься грудной клетке и втянуться мышцам живота, выдох. Выполнить 4-8 раз.

  2. ИП — сидя, руки на бедра. Руки в стороны, слегка прогнуться, выдох. Выполнить 5-6 раз.

  3. ИП — поставить ногу на стул, руки на бедра. Согнуть до отказа ногу в колене и пригнуться, выдох. Выполнить 3-5 раз каждой ногой.

  4. ИП — стойка «смирно». Наклоны туловища вправо и влево с движением рук вдоль туловища. Выполнить 4-8 раз в каждую сторону.

  5. ИП — лежа, руки вдоль туловища. Согнуть ноги, обхватив их руками, выдох. Выполнить 6-10 раз.

  6. ИП — лежа, одну руку на грудь, другую на живот. Глубокое дыхание под контролем рук. Выполнить 4-6 раз.

  7. ИП — лежа, согнуты колени. Сесть, обхватив колени руками, выдох. Выполнить 6-8 раз

  8. ИП — стоя, руки на бедра. Полуприседание, руки вперед, выдох. Выполнить 6-10 раз.

  9. ИП — стоя, руки на голову. Руки вверх, пальцы сцеплены, ладони вывернуты вверх, выдох. Выполнить 5-6 раз

  10. ИП — стоя, ноги врозь. Наклон вперед, колени прямые, достать пальцами пол, выдох. Выполнить 6-8 раз.

  11. ИП — стойка «смирно». Руки в стороны. Дышать ровно. Выполнить 6-8 раз.

  12. Ходьба на месте. Выполнить в течение 1-3 мин.

  13. ИП — стоя, руки на бедра. Потряхивание поднятой ногой, правой и левой попеременно. Выполнить 4 раза каждой ногой.

  14. Лежа, одну руку на грудь, другую на живот. Глубокое дыхание под контролем рук до восстановления спокойного дыхания. Выполнить 8-12 раз.

Упражнения при плоскостопии

Плоскостопие – это деформация (изменение формы) стопы человека под влиянием различных факторов (недостаток или избыток нагрузки на ноги, лишний вес, травмы, ходьба в неудобной обуви на протяжении долгого периода времени и др.), а также плоскостопие может передаться по наследству (примерно 3% людей получают от родителей данное заболевание).

Чтобы избавиться от такого недуга, необходим комплексный подход, частью которого являются специальные (лечебные) упражнения от плоскостопия, о которых сегодня мы и расскажем.

8 Лучших упражнений при плоскостопии

Нижеприведенный комплекс упражнений при плоскостопии поможет вам снова приобрести правильную форму стопы.

Итак, вот какие упражнения помогут избавиться от плоскостопия (при условии регулярных занятий)

1. Сгибание-разгибание пальцев ног (делаем сидя). Совет: при выполнении данного упражнения, старайтесь как можно сильнее напрягать пальцы ног (согнули пальцы-задержали их в напряжении 5 секунд, разогнули-проделали то же самое). Выполняем не менее 30 общих раз.1. Сгибание-разгибание пальцев ног (делаем сидя). Совет: при выполнении данного упражнения, старайтесь как можно сильнее напрягать пальцы ног (согнули пальцы-задержали их в напряжении 5 секунд, разогнули-проделали то же самое). Выполняем не менее 30 общих раз.2. Ходьба на носочках, пятках и на внутренней/внешней сторонах стопы (не менее 1-2 минуты).2. Ходьба на носочках, пятках и на внутренней/внешней сторонах стопы (не менее 1-2 минуты).3. Упражнение с мячиком от плоскостопия. Берем резиновый мячик с шипами (ежик), кладем его на пол, ставим на него середину ступни и начинаем катать мяч вперед и назад (выполняем не менее 1-2 минуты). Затем выполняем круговые движения аналогичное количество времени, а в конце встаем на мячик и стараемся как можно сильнее надавить ступней на него.3. Упражнение с мячиком от плоскостопия. Берем резиновый мячик с шипами (ежик), кладем его на пол, ставим на него середину ступни и начинаем катать мяч вперед и назад (выполняем не менее 1-2 минуты). Затем выполняем круговые движения аналогичное количество времени, а в конце встаем на мячик и стараемся как можно сильнее надавить ступней на него.4. Перекаты стопы с пятки на носок и обратно. Выполняем данное упражнение не менее 1-2 минуты. Совет: выполняйте упражнение с напряжением ног в конечных точках (перекатились на носок-задержались на несколько секунд, перекатились на пятку-задержались на несколько секунд). Также полезным будет – изменение скорости выполнения, то есть сперва делайте плавные перекаты, затем постепенно увеличивайте скорость.4. Перекаты стопы с пятки на носок и обратно. Выполняем данное упражнение не менее 1-2 минуты. Совет: выполняйте упражнение с напряжением ног в конечных точках (перекатились на носок-задержались на несколько секунд, перекатились на пятку-задержались на несколько секунд). Также полезным будет – изменение скорости выполнения, то есть сперва делайте плавные перекаты, затем постепенно увеличивайте скорость.5. Одновременно отрываем носки двух ног от пола. Выполняем 1-2 минуты.5. Одновременно отрываем носки двух ног от пола. Выполняем 1-2 минуты.6. Круговые движения стопой. Данное упражнение необходимо выполнять плавно, и так, как будто на ногах есть утяжеления. Садимся на стул, вытягиваем ногу вперед, затем начинаем выполнять круговые движения стопой, главное – как можно сильнее напрягать стопу. Делаем 20 раз вправо и 20 влево. Затем выполняем с другой ногой.6. Круговые движения стопой. Данное упражнение необходимо выполнять плавно, и так, как будто на ногах есть утяжеления. Садимся на стул, вытягиваем ногу вперед, затем начинаем выполнять круговые движения стопой, главное – как можно сильнее напрягать стопу. Делаем 20 раз вправо и 20 влево. Затем выполняем с другой ногой.7. Ходьба по палке. Если нет палки, то можно использовать, к примеру, швабру. Кладем на пол палочку, встаем на нее ногами и начинаем ходить влево-вправо посредством середины стопы. Ходим не менее 2-3 минут.7. Ходьба по палке. Если нет палки, то можно использовать, к примеру, швабру. Кладем на пол палочку, встаем на нее ногами и начинаем ходить влево-вправо посредством середины стопы. Ходим не менее 2-3 минут.8. Сжимание пальцев ног в «кулачок». Сжимаем пальцы ног 20-30 раз.8. Сжимание пальцев ног в «кулачок». Сжимаем пальцы ног 20-30 раз.

При регулярном выполнении данных упражнений можно вернуть здоровье своим стопам.

Дополнительные советы, как избавиться от плоскостопия

  • • Выполняйте ежедневно массаж стопы (не менее 20 минут);
  • • Носите ортопедическую обувь;
  • • Выполняйте упражнения в воде;
  • • Ходите босиком по неровностям;
  • • Больше гуляйте;
  • • Катайтесь на велосипеде;
  • • Запишитесь в бассейн;
  • • Ешьте больше продуктов, содержащих кальций;
  • • Делайте ванночки для размягчения кожи стоп и расслабления мышц.

Данные советы помогут вылечить плоскостопие, а также не допустить его появления. Думайте о своем здоровье заранее, чтобы потом не терять время на его восстановление.

Читать больше статей о фитнесе, тренировках, зож: fitline-sport.ru/news/

Гимнастика при плоскостопии для детей: упражнения для малышей, дошкольников, универсальные комплексы

Что такое плоскостопие и почему оно возникает. Лечебная гимнастика при продольном плоскостопии: упражнения для малышей, комплексы для дошкольников, универсальная гимнастика.

При плоскостопии у детей гимнастика является неотъемлемой частью лечения. Её несомненный плюс в том, что заниматься можно дома, не посещая поликлинику или больницу. Более 80% случаев плоскостопия у детей исправляются без операции. Чаще всего начинают именно с комплексного лечения, в которое, помимо гимнастики, входит массаж, мануальная терапия и ношение специально подобранной обуви.

Что такое плоскостопие

Плоскостопие — это заболевание, при котором своды стопы становятся плоскими. Из-за того, что ходьба — неотъемлемая часть жизни, любые нарушения в здоровье ног негативно сказываются на многих органах. При плоскостопии проблемы появляются в коленных суставах, бёдрах и позвоночнике.

Заболевание может быть как врождённым, так и приобретённым. К одиннадцати годам почти половина детей страдает плоскостопием. Однозначно назвать причину его возникновения нельзя, но выделяют несколько основных:

  • Избыточный вес;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Высокие нагрузки на ноги;
  • Последствия заболеваний, вызывающих паралич мышц и связок стопы: ДЦП, рахит, полиомиелит и др.;
  • Травмы;
  • Слабость мышц и связок.

Важно вовремя заметить начало деформации стопы. Обычно в первую очередь внимание на изменения в походке ребёнка обращают родители или воспитатели в детском саду. Реже малыш сам жалуется родителям на изменения. Вот признаки имеющейся проблемы:

  • Косолапость, когда малыш наступает не на всю стопу, а только на внутренние края или сильно подворачивает ступни внутрь.
  • При долгой носке подошва обуви (особенно заметно на каблуках) стаптывается с внутренней стороны гораздо сильнее.
  • Ребёнок не любит долго ходить, а если, всё же, приходится, то жалуется на боли в ногах и спине.

Если есть хотя бы один из перечисленных признаков, то нужно обратиться к врачу-ортопеду. Даже если нет твёрдой уверенности в том, что что-то не так, лучше проконсультироваться — это позволит предупредить болезнь.

Здоровая стопа опирается только на три точки: в области мизинца, большого пальца и пятки. Эти точки соединены сухожилиями, связками и мышцами, которые образуют своды. Своды бывают двух типов в зависимости от расположения:

  1. Продольные, которые проходят по внутреннему краю стопы;
  2. Поперечные, которыми соединены основания большого пальца и мизинца.

При плоскостопии опора перемещается на середину стопы, а эти своды уплощаются. Продольное плоскостопие можно обнаружить даже при осмотре: кожа на своде должна быть нежно-розового цвета. Если она синюшная, багровая или, наоборот, слишком бледная, нужно обратиться к врачу.

Важно обращать внимание на детей годовалого возраста. У них проблемы с ногами не так очевидны, потому что подворачивание стоп и косолапость чаще всего списывают на детский возраст. На деле, если в год малыш весит больше 12 килограммов и подворачивает стопы при ходьбе, нужно обратиться к врачу.

Читайте также:  Боли при грыже позвоночника, причины и лечение

Упражнения для малышей

Первые занятия советуем проводить в поликлинике под присмотром врача, а затем уже заниматься дома. При косолапости у детей гимнастика помогает натренировать мышцы, что позволит держать стопу правильно.

Если ребёнок не ходит, то упражнения ему помогают выполнять родители. Вернуть своды на место можно простыми сгибаниями и разгибаниями стопы вниз, к подошве, и обратно, затем внутрь.

Когда малыш подрастёт и сможет уверенно стоять на ногах, нужно выполнять с ним ряд других упражнений. Удобнее делать это босиком:

  • Ходить на носочках и на пяточках;
  • Собирать с пола мелкие детальки пальцами ног, катать карандаши;
  • Ходить попеременно на внутреннем и внешнем крае стоп;
  • Ходить по гимнастической палке или обручу.

Для детей от 5 лет гимнастика от плоскостопия уже более сложная и комплексная, поэтому такие упражнения рекомендуются для совсем маленьких. Малышей лучше не заставлять выполнять упражнения насильно, это отобьёт у них охоту заниматься и процесс только усложнится. Желательно проводить зарядку в игровой форме. Начинать надо с 2−3 минут постепенно увеличивая время до 15 минут.

Комплекс для дошкольников

Дети дошкольного и школьного возраста могут выполнять упражнения и самостоятельно, и под присмотром взрослых. Главное, чтобы это происходило регулярно. Вот подходящие упражнения:

  • Нужно катать мячик ногой в положении сидя. Сначала одной ногой, потом другой, затем обеими.
  • Сводить носки, не отрывая пятки от пола.
  • Сесть на пол, можно опереться спиной на стену. Затем согнуть ноги, развернув стопы подошвами друг к другу, и сводить — разводить их.
  • Сжимать — разжимать пальцы ног.
  • Ходить наружными краями стоп, отведя плечи назад и поставив руки на пояс.
  • Лечь на спину, расставить ноги и хлопать подошвами.
  • В том же положении согнуть ноги к груди, зажать стопами мяч и покатать его от пятки к носку.
  • Лёжа вытянуть вперёд ноги и делать стопой по другой ноге скользящие движения.
  • Лечь на живот, прижать пятки к ягодицам, вытянуть носки и схватить их руками. Полежать некоторое время.
  • Стоя ухватиться за стул и, имитируя ходьбу, поднимать пятки. Носки при этом от пола не отрывать.

Универсальная гимнастика

Есть и другие упражнения, делать которые лучше вместе со взрослыми. Так будет удобнее контролировать их правильность. Следующие упражнения выполняются, когда ребёнок находится в положении лёжа:

  • Нужно тянуть носочки ребёнка влево, потом вправо, потом на себя. Потом нужно развернуть ступни друг к другу, как при хлопке.
  • Слегка приподнять пятки, чтобы они не касались коврика. Ребёнок в это время должен потянуть носки вниз. В идеале они должны коснуться пола.

После этого малыш должен сесть. Вторая часть комплекса:

  • Ребёнок вытягивает ноги и по очереди опускает и поднимает пальцы то на одной, то на другой ноге.
  • Нужно, чтобы ребёнок нагнулся вперёд к вытянутым ногам и ухватился за пальцы. Потом он должен потихоньку тянуть стопы к себе.
  • Сидя ухватить пальцами стоп теннисный мячик. Когда это получится, поднимать и опускать его.
  • Сидящий ребёнок должен согнуть ноги в коленях и опереться на носочки. Нужно сводить и разводить его пятки, не отрывая носочки от коврика.

Следующая часть выполняется сидя на стуле. Важно, чтобы он был ребёнку по росту: стопы должны уверенно касаться пола, в то время как ребёнок удобно сидит, оперевшись на спинку:

  • Простое сгибание и разгибание пальцев ног.
  • Сидя, ребёнок должен описывать в воздухе максимально ровные окружности. Сначала по часовой стрелке, затем против.
  • По очереди отрывать от коврика то пятки, то носочки. Можно делать это перекатом.
  • Катать по полу теннисный мячик. Делать это нужно сводом стопы.

Следующий блок выполняется стоя. Желательно для него использовать ортопедический коврик, продолжительность занятия не должна быть дольше 15 минут:

  • Сначала по коврику нужно походить на носочках, потом на пяточках.
  • Походить на внешней, потом на внутренней стороне стопы.
  • Сделать перекаты с носков на пятки.
  • В конце просто попрыгать.

Пример некоторых упражнений на видео:

Следующая часть выполняется на ровном коврике. Нужно использовать гимнастическую палку:

  • Сначала ребёнок должен покатать её стопой на шаг назад, затем вперёд. Это укрепит всю стопу.
  • Потом палку нужно зажать поперёк лопаток и сделать пару приседаний, стараясь держать спину ровно и не отрывать пятки от пола.
  • Опираясь на поставленную перед собой палку крутиться на пятках.

Каждое упражнение желательно выполнять по 5-7 раз. Оптимальное время для занятий с малышами — 15 минут в день, с подростками — 25. Если ребёнку сложно или больно, не нужно настаивать на выполнении упражнения, но и переставать совсем тоже плохой вариант. Нужно начинать с простого и постепенно усложнять задачу.

Массаж и рельефные коврики для лечения

Продольное плоскостопие у детей гимнастика полностью вылечивает в больше случаев. Ортопедические занятия укрепляют мышцы стоп и голени, а также сухожилия. Наиболее эффективно лечение при комбинированной деформации стоп 1−2 степени. При тяжёлой форме назначают хирургическое вмешательство, но случается это нечасто.

Лучше всего плоскостопие поддаётся лечению массажем и упражнениями у детей 10−15 лет. Наиболее эффективно оно с 10 до 12. Продольное лечится легче, чем поперечное. Но лучше всего, заранее озаботиться его профилактикой.

Курс лечения обычно занимает 2−3 года, в некоторых случаях требуется больше времени. Главное — регулярность и упорство. Можно выполнять задания по одному или комплексно. Главное, чтобы они были ежедневными.

Существуют специальные приспособления, которые помогают в занятиях. Например, коврики, валики и мячи. Их поверхность имеет различные неровности: шипы, фигуры разной формы и т. п.

, которые раздражают подошвы ног и укрепляют мышцы.

Все эти приспособления нужно выбирать исходя из рекомендаций врача, потому что размер, форма и материал изделий напрямую зависят от конкретной патологии, обнаруженной у ребёнка.

Для лечения рекомендуются жёсткие коврики с выраженным рельефом, а для профилактики подойдут и мягкие. Выполнять упражнения на лечебном коврике нужно 15−20 минут в день, затем лучше перейти на мягкий материал.

Существуют также разные тренажёры для лечения деформации стопы, но применять их можно только с разрешения врача. Нужно учитывать, что они дополняют гимнастику, но не заменяют её.

Также стоит отметить, что при плоскостопии у детей гимнастику для ног должен прописать врач. Именно он может подобрать наиболее подходящий комплекс упражнений, хотя существуют и универсальные, которые подходят почти каждому.

Лечебная гимнастика при плоскостопии и косолапости у детей

Лфк и физические упражнения для детей. советы врача-ортопеда родителям — статья от экспертов орто-лайн

Комментарий детского ортопеда Юрия Шкурко, поликлиника травматологии и ортопедии НАМН Украины: «Комплекс лечебной физкультуры для профилактики может выполняться с родителями или самостоятельно детьми старшего возраста. При наличии ортопедической патологии ЛФК выполняют под контролем врача-методиста согласно назначению ортопеда или педиатра, установившего точный диагноз во избежание ошибок при выполнении, которые могут привести к ухудшению состояния ребёнка. Для этих целей существуют кабинеты ЛФК в поликлиниках и прочих профильных учреждениях».

Физические упражнения для детей необходимы для полноценного развития. Лечебная физкультура помогает справиться с такими патологиями, как плоскостопие, сколиоз, кривошея и другие.

Физическое развитие малыша не менее важно, чем развитие психоэмоциональное. Современные люди с раннего возраста мало двигаются, проводя время с гаджетами или у телевизора. Утренняя зарядка для детей с элементами комплекса ЛФК поможет укрепить организм и исправить многие проблемы с позвоночником.

Лечебная физкультура помогает справиться с такими патологиями, как плоскостопие, сколиоз, кривошея и другими проблемами опорно-двигательного аппарата. Если у вашего ребенка диагностирована врачом-ортопедом определенное заболевание, рекомендуем согласовать комплекс физических упражнений.

Лфк в педиатрии

Лечебная физкультура – это специально подобранные и организованные движения, направленные на профилактику и лечение различных патологий. Основные принципы ЛФК:

  • систематичность;
  • движение от простого к сложному;
  • соответствие нагрузки уровню развития и состоянию здоровья ребенка;
  • сочетание общего и специального воздействия.

ЛФК применяется для лечения ряда заболеваний и в качестве профилактики.

Как действует ЛФК на организм ребенка?

Лечебная зарядка оказывает положительное влияние на организм ребенка, позволяя:

  • сформировать правильную осанку;
  • избежать развития плоскостопия;
  • нормализовать функции иммунной и эндокринной систем;
  • повысить стрессоустойчивость.

ЛФК пойдет на пользу и полностью здоровым ребятам, и малышам, страдающим различными заболеваниями

При каких заболеваниях и состоянии помогают занятия ЛФК?

Лечебная физкультура является вспомогательным средством терапии многих патологий, в том числе заболеваний:

  • опорно-двигательного аппарата;
  • сердечнососудистой системы;
  • органов дыхания;
  • желудочно-кишечного тракта.

ЛФК необходимо использовать в период восстановления после травм и операций, при неврологических нарушениях и для стабилизации психоэмоционального состояния.

Как подбирается индивидуальный комплекс ЛФК?

Комплекс ЛФК делится на две части. В первую входят общеукрепляющие упражнения, направленные на укрепление всего организма. Вторая состоит из специально разработанных движений, направленных на исправление конкретных патологий.

При подборе упражнений учитывают:

  • возраст;
  • уровень физического и психоэмоционального развития;
  • развитость мелкой моторики.

Подбирать комплекс должен специалист, способный адекватно оценить состояние маленького пациента.

Противопоказания к ЛФК

Несмотря на очевидную пользу лечебной гимнастики, есть ряд противопоказаний к проведению тренировок. Это:

  • любые патологии в острой форме, занятия проводят в период ремиссии;
  • наличие злокачественных новообразований;
  • серьезные нарушения свертываемости крови;
  • порок сердца;
  • заболевания с высокой температурой.

Плохое самочувствие малыша – повод отложить тренировку. Снова приступить к занятиям ЛФК можно будет после выздоровления.

И если ЛФК – это индивидуальный подход для решения той или иной проблемы у ребенка, то обычные физические упражнения в виде регулярной зарядки будут полезны и показаны абсолютно всем детям.

Физические упражнения для детей

Физические тренировки подбирают с учетом показателей физического и психоэмоционального развития каждого малыша. В основе детской зарядки:

  • ходьба;
  • подвижные игры;
  • лазанье;
  • преодоление препятствий.
Читайте также:  Свищ заднего прохода, причины, симптомы и лечение

Начинать нужно с самых простых движений, постепенно усложняя их.  Дошкольники любят подражать, поэтому родителям стоит самим показывать упражнения.

Зачем нужна утренняя зарядка

Пользу утренней зарядки для детей сложно переоценить. Основные цели занятий:

  • развитие мышечной системы, связок, суставов;
  • стимуляция кровообращения, что обеспечивает все внутренние органы питательными веществами и кислородом;
  • улучшение координации движений;
  • нормализация работы нервной системы;
  • укрепление иммунитета;
  • улучшение аппетита;
  • формирование полезной привычки начинать день с зарядки.

Поскольку зарядка для малышей проводится в игровой форме, то занятия улучшают настроение, приносят радость.

Время проведения

Зарядка с малышами, как правило, проводится с утра, сразу после пробуждения. Если по каким-то причинам утренние часы заняты, то можно выбрать другое время для проведения физических упражнений.

Важно не проводить занятия сразу же после еды.  После кормления должен пройти 1 час. Общая продолжительность тренировки зависит от возраста:

  • 1-2 года – 4-5 минут;
  • 3-4 года – 5-8 минут;
  • 5-6 лет – 8-10 минут.

Физические упражнения для детей младшего школьного возраста может продолжаться 10-15 минут.

Как проводить гимнастику

Упражнения для дошкольников нужно проводить только в форме игры с активным участием родителей. Занятия должны увлекать, а не быть скучной обязанностью.

Ключевая деятельность для этого возраста – предметная, поэтому нужно использовать для занятий игрушки.

Одежда

Одежда должна быть свободной, не стесняющей движения, выполненной из натуральных тканей. Для занятий дома достаточно майки, трусиков и носочков. Если тренировка проводится на улице, следует одеться по погоде.

Исключают присутствие на одежде крупной фурнитуры и других элементов, которые могут сдавливать тело при активном движении и выполнении движений в положении лежа.

Условия

Если есть возможность, то летом физические упражнения или детская утренняя зарядка проводится на улице или открытой веранде. При проведении занятий в квартире летом нужно открыть окно, а зимой предварительно проветрить комнату. Оптимальная температура – 18-20 градусов.

Следует убедиться, что в помещении достаточно места, и ребенок не может случайно натолкнуться на какой-либо предмет при выполнении движений.

Для стимуляции интереса занятия для детей проводится под музыку. Следует подобрать ритмичные мелодии и веселые песенки.

Дополнительные элементы

Детская зарядка для малышей проводится в форме игры. В зависимости от плана тренировки  выбирается дополнительный инвентарь. Может потребоваться:

  • мячик;
  • флажки или погремушки с ручкой для удобного захвата;
  • легкий обруч.

Для выполнения упражнений вместе с родителем используют фитбол, шведскую стенку.

Темп и очередность

Физические упражнения для детей проводятся в среднем темпе. Новые движения сначала нужно выполнять медленно, добиваясь того, чтобы оно было выполнено правильно. Затем темп можно будет увеличить.

Любая физзарядка для детей всегда начинается с разминки. Затем переходят к основному комплексу и завершают спокойной ходьбой и растяжкой.

Настроение

Зарядка с детьми должна приносить радость. Если малыш встал с плохим настроением или он неважно себя чувствует, то лучше отложить тренировку. Задача родителей – заинтересовать сына или дочку.

Как сделать зарядку привлекательной

Дошкольный возраст – время игр. Поэтому самый простой способ привлечь малышей к выполнению упражнений – предложить им поиграть. Зарядка для маленьких детей должна быть интересной и весёлой.

Еще один мощный стимул – пример родителей. Чтобы привлечь дошкольников к занятиям физической культурой, нужно «подружиться» со спортом самим.

Утренняя зарядка для детей 8-9 лет – это уже более серьезные тренировки. В этом возрасте стимулом может стать желание стать сильным, приобрести красивую фигуру.

Как составить план занятий

Родители, которые всерьез заботятся о физическом развитии своих детей, проводят занятия по определенному плану. Этот план поможет включать в комплекс зарядки для детей упражнения, направленные на отдельные группы мышц.

Особенно важно планировать тренировки, если ребенок имеет некоторые особенности развития и им нужно делать упор на определенные виды нагрузок. Например, при сколиозе необходимо больше внимания уделять укреплению мышц спины.

План занятий лучше составлять на длительный срок, постепенно увеличивая нагрузки. Планирование должно быть гибким, чтобы можно было вносить изменения в зависимости от успехов ребенка.

Помимо планирования на длительный срок, необходимо составлять план занятий на день или неделю, чтобы успеть подготовить требуемый инвентарь и музыку.

Из чего состоит комплекс физических упражнений для малыша

Составляя комплекс упражнений для ежедневных упражнений или утренней зарядки для ребенка, необходимо включить в него три этапа:

  • разминку;
  • основной комплекс упражнений;
  • завершающий этап.

Эта схема едина для детей любого возраста, отступать от неё нельзя.

Разминка

Цель этого этапа занятия – разогрев суставов и мышц. Исключение разминки может стать причиной получения микротравм при выполнении основного комплекса.

В разминку включают такие движения:

  • ходьба по комнате или на месте;
  • махи руками;
  • наклоны.

В процессе разминки можно читать бодрые стихи, рассказать начало игровой истории, по которой составлен комплекс утренней гимнастики для детей.

Основной комплекс

После завершения разминки приступают к выполнению основного комплекса. В него включают физические упражнения для детей, направленные на развитие мышц всего тела. Чтобы дошкольник  не терял интерес, все движения должны быть связаны общей игровой историей.

Взрослый выполняет движения вместе с малышом и следит за тем, чтобы движения выполнялись правильно.

Завершающий этап

Завершают тренировку ходьбой по комнате и выполнением растяжки и дыхательных упражнений. После физических упражнений полезно будет сделать массаж. Детей старше 2 лет можно постепенно обучать приемам самомассажа.

Примеры упражнений для рук и плеч

Примеры движений для развития мышц рук и плечевого пояса, которые можно включить в утреннюю зарядку для малышей:

  • «Растем большими». ИП (исходное положение) – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Поднять руки, тянуться вверх, вернуться в ИП.
  • «Ладошки». ИП то же. Вытянуть руки вперед, ладонями вверх (показать ладошки), затем завести руки за спину (спрятать ладошки).
  • «Море волнуется». ИП то же. Немного наклониться вперед, опустив руки. Делать движения руками из стороны в сторону. Вернуться в ИП.

Примеры упражнений для ног

Упражнения для утренней зарядки для детей для укрепления мышц ног:

  • «Маленький-большой». ИП стоя, опустив руки. Присесть (стал маленьким), встать, поднимая руки вверх (стал большим).
  • «Качаем ножкой». ИП стоя, держась за спинку стула правой рукой. Делать махи левой ногой вперед-назад. Затем повернуться и выполнить другой ногой.
  • «Догонялки». Дети бегают по кругу, а взрослый делает вид, что хочет их поймать.

Упражнения для совершенствования ходьбы

В комплекс утренней гимнастики для детей включают движения для совершенствования ходьбы. Примеры:

  • «По узкой дорожке». Дорожку обозначают веревками, мелом или любым другим способом. Первоначально ширина должна быть 30 см, затем можно уменьшить её до 20 см, а потом и до 10 см.
  • «В горку, под горку». Нужно установить доску или гимнастическую скамейку так, чтобы один конец был выше другого на 20-25 см. Дети ходят по доске вверх и вниз с поддержкой.
  • «Влево-вправо». Выполняются мелкие приставные шаги боком по обозначенной дорожке или по доске.

Упражнения в развитии чувства равновесия

Эти игры для зарядки по утрам для детей помогают развить чувство равновесия:

  • «На одной ножке». Ребенок поднимает одну ногу, сгибая её в колене, стараясь удержать равновесие.
  • Ходьба с переступанием через предметы.
  • Ходьба вдоль шнура, проложенного в форме круга или зигзага.

Упражнения в лазанье

Физзарядка для малышей может включать обучение лазанью, если дома есть спортивный уголок со шведской стенкой. При отсутствии этого инвентаря, тренировки проводят во время прогулок на детских площадках. Родители учат ребенка лазать по лесенкам. В первое время малыша необходимо страховать.

Упражнения в ползании

В детскую утреннюю гимнастику включают обучение ползанию. Малыша нужно научить ползать на четвереньках с опорой на колени и ладони. Позднее переходят к обучению ползанию на животе по скамейке – горизонтальной и наклонной. Следующий этап – ползание под натянутой веревкой, перебирание через скамейку.

Общеукрепляющие упражнения

Обязательно используют в зарядке для детей упражнения общеукрепляющего действия. Примеры:

  • «Бабочка». ИП стоя, руки опущены. Делать махи руками, имитируя движение крыльев бабочки.
  • «Самолет». ИП стоя, руки в стороны. Выполнять наклоны влево-вправо.
  • «Собираем грибы». Взрослый разбрасывает по комнате «грибы» (любые предметы), малыш собирает их, делая наклоны вперед с прямыми ногами.

Упражнения с мячом

Игры с мячом часто включают в комплекс утренней зарядки для детей. Примеры:

  • ИП сидя на полу, вытянув ноги вперед. Небольшой мячик положить на ноги, близко к животу. Прокатывать мяч по ногам, не сгибая коленей, до ступней и назад.
  • ИП лежа на полу. Зажать мяч между ступнями и попытаться поднять ноги.
  • ИП лежа на животе. Спереди положить мяч. Ребенок приподнимает руки и голову, стараясь положить руки на мяч.

Упражнения на растяжку

В завершающую часть утренней гимнастики для малышей добавляют упражнения на повышение эластичности мышц и сухожилий. Примеры:

  • «Кошечка». ИП встать на четвереньки, голову опустить вниз. На вдохе голову поднять, спину максимально выгнуть. На выдохе возврат в ИП.
  • «Лодочка». ИП стоя. Выставить одну ногу вперед, поочередно переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Переменить ноги.
  • «Тянемся к носочкам». Сесть на пол, широко расставив ноги. Наклоняться поочередно то к одной, то к другой ноге, стараясь достать до носочка ноги.

Несколько важных советов родителям

Полезные советы для родителей:

  • никогда не пропускайте этапы разминки и завершающий этап;
  • не занимайтесь, если малыш расстроен или плохо себя чувствует;
  • старайтесь разнообразить упражнения, проводите интересные зарядки для детей с играми.

Советы врача

Проведение гимнастики с раннего возраста – необходимое условие развития детского организма. Правильно подобранные упражнения помогают устранить функциональные нарушения и повысить устойчивость к инфекциям. Самое главное условие – регулярность занятий.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *